Аналитический отчет педагога-психолога Сулеймановой М.А. 2020-2021

изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и
склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, оказание
помощи в профессиональном и личностном самоопределении;

дифференциальная диагностика отклонений в интеллектуальном и
личностном развитии детей разного возраста, нарушений поведения;

диагностику характера общения детей со взрослыми и сверстниками,
выявление причин нарушения общения.
3. Развивающая и психокоррекционная работа.
Работа предполагает осуществление программ, предусматривающих:

развитие и коррекцию отклонений в психическом развитии;

обучение методам и приемам саморегуляции и преодоления эмоциональных
стрессов.
4. Консультативная работа.:

консультирование педагогов, родителей по проблемам обучения и
воспитания детей;

консультирование детей.
Также на протяжении всего учебного года проводилась психолого-педагогическая
экспертиза профессиональной деятельности педагогов, организационно-методическая
работа и деятельность по запросу администрации ОУ.
Методическое обеспечение процесса диагностики
Для исследования уровня интеллектуального развития, сформированности
познавательных процессов, личностных качеств обучающихся, мотивации к обучению,
оценки уровня тревожности, характера межличностных отношений и сплоченности
коллектива, а также отношения к школе, процессу обучения, психологом используется:

Методика Л.А. Ясюковой (часть 1). Определение готовности к школе.
Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Комплект
для общеобразовательных школ и гимназий.

Методика Л.А. Ясюковой (часть 2). Прогноз и профилактика проблем
обучения в средней школе (3–6 классы).

Определение направленности личности методика Егорычевой

СМИЛЛ

Методика определения самооценки ( М.В.Дембо, С.Я. Рубинштейн)

Тест самооценки личности (Дембо-Рубинштейн).

Социометрия

Набор диагностических методик для диагностики процесса адаптациипри
переходе в среднее звено ( открытое письмо родителей, цветное письмо, чувства в школе,
черты идеального учителя)

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из
начальных классов в средние по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»

Методика «Определения уровня тревожности «( Филлипс)

Диагностика депрессивных состояний ТиД

Диагностика стрессоустойчивости тест Шрайбера

Диагностика на определения ведущего анализатора (Ефимцева)

Ассоциативные тесты

Рисуночные тесты

Тест Кондаша

Акцентуации личности Леогарда

Тест Спилберг и Ханин

Тест Люшера

Тест НПУ Орешкина

Заключительная диагностика 2-4 классы

Для работы с обучающимися, нуждающимся в коррекции и развитии
познавательных способностей, имеющих проблемы в установлении контактов с
окружающими, повышенный уровень тревожности.
используется автоматизированная система психологических тестов версии ОР.10,
включающая следующие методики:

Тест Люшера

Опросник Айзенка (темперамент)

Опросник Спилберга

Большой и малый ММРI

Уровень субъективного контроля

Опросник Личко (определение акцентуаций характера подростков)
Данная программа позволяет сохранять результаты обследования, что дает
возможность оперативно отслеживать динамику состояния и развития обучающегося и
вносить необходимые изменения в коррекционную работу.
Организация психологической помощи учащимся, педагогическому
коллективу, родительской общественности.
Начальная школа:

Обеспечение адаптации к школе.

Выявление интеллектуального уровня, состояния эмоционально-волевой
сферы;

Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка
и динамики развития психических функций:
- мышления (анализа, обобщения, сравнения, аналогии, классификации и др.),
- памяти (кратковременной, отсроченной, слуховой, зрительной),
- внимания (объема, распределения, устойчивости, способности к быстрому
переключению),
- восприятия (слухового, зрительного, целостности, фрагментарности).

Повышение заинтересованности детей в учебной деятельности, развитие
познавательной и учебной мотивации.

Развитие самостоятельности и самоорганизации.

Поддержка в формировании желания и умения учиться, развитие творческих
способностей.

формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и
самоопределению;

создать специальные социально-психологические условия для оказания
помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.


Основная школа:

Сопровождение перехода в среднее звено.

Поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового
самоопределения и саморазвития.

Развитие самосознания, обучение анализу своих чувств и поступков.

Помощь в решении личностных проблем и проблем социализации.

Обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

Профилактика девиантного поведения.

Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде.
Формирование толерантного отношения ко всем религиозным течениям и направлениям.
Старшая школа:

Сопровождение перехода в старшее звено.

Помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении.

Развитие временной перспективы, способности к целеполаганию.

Развитие психосоциальной компетентности.

Поддержка в самопознании.
Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде.
Формирование толерантного отношения ко всем религиозным течениям и направлениям.



Работа предполагает осуществление программ, предусматривающих:

развитие и коррекцию отклонений в психическом развитии;

обучение методам и приемам саморегуляции и преодоления эмоциональных
стрессов.
4. Консультативная работа.:

консультирование педагогов,
воспитания детей;

консультирование детей.

родителей

Задачи
(направления) Виды
работ,
деятельности педагога- посредством
которых
психолога
реализовывалась каждая
задача
1. Изучение личности Групповая
и
учащихся и ученических индивидуальная
коллективов в целях диагностика
организации
обучающихся:
индивидуального
и анкетирование,
дифференцированного
компьютерное
подхода в процессе тестирование,
опрос,
обучения и воспитания
беседа
 Социометрия классных
коллективов
 Мониторинг уровня
готовности
будущих
первоклассников
к
обучению в школе
 Обратная связь с
классными
руководителями
- контент-анализ
-наблюдение
за
учащимися во время
учебного процесса
2. Реализация программ 
Мониторинг
преодоления трудностей адаптации уч-ся  1-х, 5в обучении, создание х классов  Групповые
условий для получения занятия по программе
коррекционно«Тропинка к своему Я»
развивающей поддержки для уч-ся 1-х классов,
всем
нуждающимся, имеющих трудности в
содействие
в обучении и адаптации; 
социализации,
Собеседование
с
преодолении кризисных родителями
уч-ся,
периодов на всех этапах нуждающихся
в
обучения
психологопедагогической

по

проблемам

обучения

Результаты, достигнутые
при
решении
данной
задачи
Определение
«зоны
развития» ребенка, его
индивидуальных
способностей
для
личностного развития и
обучения учащихся. 
 Степень сплоченности
классных коллективов.
 Использование данных
исследования готовности к
школе при формировании
классных коллективов.

Получение
своевременной
информации о детях с
отклонениями
в
поведении, обучении

Успешная
адаптация
учащихся,
предупреждение
и
преодоление
школьных
факторов риска: снижение
тревожности, повышение
адекватной
самооценки,
толерантное отношение к
участникам
образовательного
процесса.  Налаживание
конструктивного
взаимодействия
с

и

поддержке
 родителями обучающихся
Индивидуальные
консультации, беседы с
обучающимися,
оказавшихся
в
социально-опасном
положении.
3.
Своевременное
выявление
детей
и
подростков,
с
повышенной
тревожность
и
депрессивными
тенденциями.

 Тренинг на повышение
стрессоустойчивости
 «Хозяин эмоций» 
Тренинг
на
формирование
положительных
установок на семейные
ценности «В мире с
родителями»

5.
Содействие
в
приобретении
обучающимися,
педагогами
и
родителями
психологических
знаний,
умений,
навыков, необходимых
для
успешного
обучения, воспитания и
развития
6.
Оказание
целенаправленного
влияния
на
формирование
благоприятного
социальнопсихологического
климата в учреждении
образования, создание
условий для социальнопсихологического
развития
классных
коллективов


Родительский
лекторий  (1 раз в
четверть)  Выступления
на
педсовете

Выступления
на
родительских собраниях
Проведение
консультаций
для
классных
руководителей, учителей
предметников
Тренинги:
развития
коммуникативных
качеств учащихся ; на
выработку
навыков
выхода из конфликтных
ситуаций ; на снятие
умственного утомления
и
стресса;
развития
толерантности;
обретения
внутренней
гармонии и баланса на
предстоящий год для
педагогов.

 Развитие способности
эффективного
взаимодействия,
повышение
уровня
коммуникативной
и
социальной компетенции
учащихся,
преодоление
подросткового кризиса. 
Самоутверждение
личности в нравственной,
социальной,
творческой
сферах и полоролевом
поведении.
Овладение
новыми
формами
и
методами
работы со школьниками,
способствующим
конструктивному
взаимодействию
между
взрослыми
и
детьми;
повышению
уровня
мотивации к обучению,
созданию
комфортной
образовательной среды

Развитие
личности
ребенка, в частности, его
самосознания, общения и
рефлексивных
способностей
в
тех
пределах,
которые
определяются
возрастными
возможностями
и
требованиями
психологической
безопасности;
развитие
адаптивных возможностей.
 Создание комфортной
безопасной
среды
в
классах., школе в целом

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
№

Содержан
ие
Коррекцио
нноразвивающ
ая работа.

Формы работы

Сроки

1.Коррекционно-развивающие
В течение года
занятия
с
учащимися
(индивидуальные)
2.Психологические классные часы В течение года
(групповые):
1.
Цикл занятий в рамках
адаптации пятиклассников
2.
Цикл занятий на развитие
познавательных
процессов
(внимание, память, мышление).
3.
Занятия на формирование
бесконфликтного общения.
3.
Развивающие
занятия
по Сентябрь -май
программе «Тропинка к своему Я»
Работа с обучающимися 9 го класса В течение года
по профилактике стресса.

Коррекционно – развивающая работа, проводившаяся в этом учебном году, была
ориентирована на повышение учебной мотивации в 7-8классах, развитие познавательных
процессов младших школьников, содействие преодолению неадаптивных периодов в 5
классе, и бесконфликтному поведению в 6 классе.
Школьников, нуждающихся в специальной коррекционной поддержке, я
выделяла на основании наблюдений педагогов, а также по результатам диагностических
мероприятий. Коррекционно - развивающая работа проводилась в виде групповых и
индивидуальных психологических занятий, проходивших в рамках психологических
часов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Проведение профилактических бесед и мини тренингов с обучающимися,
состоящими на внутришкольном учете, нарушающими школьную дисциплину и порядок

Организация и проведения тренинга для 5 классов «Я умею решать
конфликты».

Организация и проведения тренинга для 6 - 8 классов «Профилактика
буллинга».

Организация и проведение интерактивной беседы «Здоровьезберегающие
технологии.

Выступление на родительских собраниях
Психологическое консультирование в конкретных условиях рассматривалось как
совокупность процедур, направленных на помощь субъекту образовательного процесса
(учащийся, педагог, родитель) в разрешении возникающих проблем и принятии решений
по вопросам школьного обучения и круга взаимоотношений, сопутствующих получению
образования.
Консультирование ориентировалось на клинически здоровую личность, имеющую
в повседневной школьной жизни психологические трудности и проблемы,
предъявляющую жалобы невротического характера.
Обобщив практику консультирования можно сделать вывод, что наиболее
актуальными являются следующие запросы:
1. Для педагогов:

По проблемам взаимоотношений, обучающихся в коллективе, взаимодействие с
трудными детьми. Особое внимание уделялось учителям 1, 5, 9, 10 и 11 классов. Также
оказывалась содержательная помощь при подготовке к консилиумам и по составлению
психолог педагогических характеристик классов, обучающихся. По просьбам учителей
проводились индивидуальные консультации с обучающимися по проблемам успешного
усвоения учебных программ (когнитивная сфера) и проблемам общения в классе.
Обращались все классные руководители с 1 по 11 классы.
2. Для родителей (законных представителей):
Чаще обращаются родители младших школьников, им оказывается
информационная (просвещение) помощь, так как особенности поведения ребенка в школе
или семье во многом объясняется возрастными изменениями, семейным воспитанием.
После того, как родители узнавали причины поведения ребенка, им становились понятны
мотивы тех или иных поступков, они начинали понимать своих детей, что является
немаловажным результатом моей работы. Обращались родители из 1-11-х классов.
Консультирование родителей будущих первоклассников заключалось в том, чтобы
познакомить их с уровнем психологической готовности ребенка, а также давались советы
на проведение определенных занятий с детьми летом, чтобы ребенку легче удалось
адаптироваться к школьному обучению в первом классе.
3. Для обучающихся:
Основные проблемы, по которым обращались к психологу, - это проблемы
обучения, поведения, взаимоотношений в классе, школе, семье и межличностные
отношения со сверстниками. Из обращений детей можно сделать вывод, обучающиеся
учатся не только школьными трудностями, но и приходят с личными вопросами, что
может говорить о высокой степени откровенности и доверия к школьному психологу. На
консультациях обучающиеся получили психологическую помощь и поддержку.
Перспективы работы на 2019-2020 учебный год
Анализируя собственную деятельность за истекший период можно сказать о том,
что проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности,
а также определить основные пути дальнейшей работы и профессионального роста в
будущем.
1. Создание постоянной базы диагностических методик.
2. Перевод диагностического направления в цифровое пространство. Освоение
программы 1С Психодиагностика.
3. Проведение тематического мероприятия по повышению психологической
грамотности у обучающихся.
4. Проведение цикла тренингов для педагогов школы
5. Участие в педагогических советах, родительских собраниях, проведение
классных часов.
6. Участие в различных вебинарах и семинарах.
7. Повышать свою квалификацию и профессионализм.

Педагог-психолог ЧОУ « Сахаб»

Сулейманова М.А.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».