ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознавший ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. (из Примерной программы воспитания Российской Академии образования от 02.06.2020 №6/н) Программа воспитания нашей школы направлена на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности. В центре программы воспитания ЧОУ«Гимназия «Сахаб»» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития Республики Дагестан, России и мира. Одним из результатов реализации программы гимназии станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. 1. Особенности организуемого в гимназии воспитательного процесса Процесс воспитания в ЧОУ «Гимназия «Сахаб»» основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и обучающихся: • неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в гимназии; • ориентир на создание в гимназии психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; • реализация процесса воспитания главным образом через создание в гимназии детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; • организация основных совместных дел обучающихся и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; • системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в ЧОУ «Гимназия «Сахаб»» являются следующие: • стержнем годового цикла воспитательной работы гимназии являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; • важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение, коллективный анализ их результатов; • в гимназии создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); в проведении общешкольных дел отсутствует соперничество между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие гимназистов, а также их социальная активность; • педагоги ориентированы на формирование коллективов в рамках классов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; • ключевой фигурой воспитания в гимназии является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. ЧОУ «Гимназия «Сахаб»» расположена в центре г. Махачкалы. Воспитательный процесс объединяет весь коллектив: учащихся, родителей, педагогов. Контингент обучающихся детей проживает в разных районах города.. По социальному статусу семьи обеспеченные.. Гимназия находится в шаговой доступности от образовательных, культурных, спортивных и социальных учреждений города. Принципы воспитательной работы в гимназии направлены: • на создание условий развития, саморазвития и самореализации личности школьника через стремление обеспечить развитие разных категорий обучающихся, в том числе детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС; • на совершенствование системы работы с одаренными детьми; • на обеспечение здоровьесбережения обучающихся; • на активное взаимодействие родителей и педагогического коллектива. Воспитательный процесс гимназии опирается на традиции интеллектуальных и творческих событий и достижений, традиции патриотических практик, через изучение истории г. Махачкалы и истории республики Дагестан и России, содействует созданию и сохранению традиций военно-спортивного направления и детского общественного объединения. • 2. Цель и задачи воспитания Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в ЧОУ «Гимназия «Сахаб» личностное развитие обучающихся, проявляющееся: в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям гимназистов позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования: 1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения обучающихся социально значимых знаний- знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в гимназии педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения обучающегося. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие: быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; беречь и охранять природу (ухаживать засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чёмто непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. 2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений: к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст - наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников. 3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел. Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в гимназии. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению обучающихся во взрослую жизнь окружающего их общества. Это: опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; опыт природоохранных дел; опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в гимназии, дома или на улице; опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого - самовыражения; опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим с обучающимися конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание. Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей. Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач: • реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; • реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни гимназии; • вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности; • использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; • инициировать и поддерживать ученическое самоуправление - как на уровне гимназии, так и на уровне классных сообществ; • поддерживать деятельность функционирующих на базе гимназии детских общественных объединений и организаций; • организовывать для гимназистов экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал; • организовывать профориентационную работу; • организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал; • развивать предметно-эстетическую среду гимназии и реализовывать ее воспитательные возможности; • организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в гимназии интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы гимназии. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. 3.0. Модуль «Ключевые школьные и классные дела» Ключевые дела - это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в гимназии, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для гимназистов, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию происходящему в гимназии. Для этого в гимназии используются следующие формы работы. На внешкольном уровне: - социальные проекты - ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего гимназии социума. проводимые и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации обучающихся и включают их в деятельную заботу об окружающих. На школьном уровне: общешкольные праздники ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы гимназии. торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей. церемонии награждения (по итогам года) гимназистов и педагогов за активное участие в жизни гимназии, защиту чести гимназии в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие гимназии. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу. На уровне классов: участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела. На индивидуальном уровне: вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела гимназии в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.); индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. Уровень Форма Внешкольный Всероссийские, городские, районные, муниципальные социальные проекты, спортивные состязания, праздники, фестивали, акции Школьный Классный Пример - «Президентские спортивные игры», фестиваль «Весёлые старты»; -всероссийские акции: «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Обелиск», «Письмо солдату». «Пешеход - на переход!», «Молодежь выбирает жизнь!», экологическая акция «Дети рисуют мир!», экологическая акция «Сохраним лес живым!», проекты ЮНЕСКО; Общешкольные праздники, -праздники: «День Знаний», цикл фестивали, капустники, мероприятий к празднику «День церемонии награждения, пожилого человека» - концерт, трудовые дела вручение подарков педагогамветеранам, «День учителя - день Самоуправления», «День матери», общешкольные «Дни здоровья» (1 раз в год), «Новый год стучится в двери!», цикл мероприятий в рамках «Дня защитника Отечества», фестиваль «Созвездие талантов», акции: «Сохрани дерево», «8 Марта», праздник к международному Дню семьи, «Последний звонок», акции ко Дню Победы «Выпускной вечер»; трудовые дела: проект-игра «РОСТики» (выполнение трудовых поручений в классе, библиотеке и т. д), «Гимназия наш дом!» -субботник на территории гимназии, фестиваль «Театральная площадь»; познавательные мероприятия: «Предметные недели», «День российской науки», защита и презентация проектов. - церемонии награждения победителей олимпиад и конкурсов Выбор и делегирование «Праздник букваря», «Посвящение в представителей классов в первоклассники», «Посвящение в общешкольные советы дел, пятиклассники», общешкольные участие школьных классов в классные часы к государственным реализации общешкольных праздникам, классные часы, ключевых дел, проведение в посвященные Дням воинской славы рамках класса итогового России, «День открытых дверей для анализа детьми общешкольных будущих первоклассников», общий для ключевых дел. гимназии, но праздник «Вот и стали мы на год взрослей». Индивидуальный Вовлечение по возможности -индивидуальные школьные конкурсы: каждого ребенка в КДТТТ. конкурсы рисунков, чтецов, проектов, индивидуальная помощь «Никто не забыт, ничто не забыто!», ребенку (при необходимости) в составление портфолио, конкурс освоении навыков подготовки, «Ученик года» и др. индивидуальные конкурсы. 3.1. Модуль «Классное руководство»(не забыть про «Разговор о важном» Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями. Работа с классным коллективом: • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; • организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, - вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе. • Проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и гимназистов, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. • Сплочение коллектива класса через: игры и тренинги; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши. Индивидуальная работа с учащимися: • изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями обучающихся, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) - со школьным психологом. • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить. • индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года - вместе анализируют свои успехи и неудачи. • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с учителями, преподающими в классе: • регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение разрешение конфликтов между учителями и учащимися; • проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся; • привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; • помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией гимназии и учителямипредметниками; • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; • создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей; • привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса; организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и гимназии. Уровень Направления деятельности Работа с классным Формирование и коллективом развитие коллектива класса Формы и виды деятельности -изучение учащихся класса (потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива), отношений, общения и деятельности в классном коллективе с помощью наблюдения, игр, методики для исследования мотивов участия обучающихся в деятельности и для определения уровня социальной активности; составление карты интересов и увлечений обучающихся; -проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного коллектива; - проведение классных часов, как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников и т.п. тематические классные часы к государственным датам «День народного Единства», «Дети войны», классные часы по профориентации и др. -сплочение коллектива класса через игры и гренинги на сплочение, походы и экскурсии, и т.п. -организация органов самоуправления в классе: выработка законов класса, выборы старосты класса, разделение детей на временные инициативные группы; -установление позитивных отношений с другими классными коллективами (через подготовку и проведение ключевого общешкольного дела): «День учителя - день Самоуправления», «Дни здоровья», «Новый год» и др. Индивидуальная работа с учащимися Изучение особенностей -наблюдение; личностного развития -изучение личных дел обучающихся, собеседование обучающихся класса с учителями - предметниками; -использование анкет, тестов, для изучения мотивации учащихся, конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности учащихся класса; -проведение индивидуальных и групповых диагностических бесед. Организация совместных -совместное планирования работы каждого месяца, интересных и полезных подведение итогов; дел для личностного -формирование традиций в классном коллективе: развития ребёнка «День именинника», концерты для мам, бабушек, пап и т.п.; -сбор информации об увлечениях и интересах обучающихся и их родителей для организации интересных и полезных дел. -создание ситуации выбора и успеха. Индивидуальная работа -заполнение с учащимися «Портфолио»; с учащимися класса -работа классного руководителя с привлечением психолога гимназии для решения психологических проблем; -проба учащимися различных социальных ролей; -вовлеченность учащихся в социально значимую деятельность. Работа с неуспевающими -контроль за успеваемостью учащихся класса; учащимися, -контроль за посещением консультаций по испытывающими предметам, дополнительных занятий с педагогами; трудности по отдельным -организация учебной взаимопомощи предметам одноклассников. Работа с обучающимися, контроль за свободным времяпровождением; состоящими на -вовлечение детей в объединения дополнительного различных видах учёта, в образования; «группе риска», -делегирование отдельных поручений; оказавшимися в трудной оказание помощи, через социальные службы жизненной ситуации гимназии. Работа с учителями, преподающими в классе Регулярное взаимодействие классного руководителя с учителямипредметниками -посещение учебных занятий; -мини-педсоветы по проблемам класса; -индивидуальные беседы с учащимися и их родителями. Работа с родителями учащихся или их законными представителями -Индивидуальная работа с семьёй; -Работа с родительским активом; -Работа с родительским коллективом класса - изучение категории семьи, психологического климата семьи (анкетирование, посещение семьи); -педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей (классные родительские собрания); -привлечение родителей к совместной детсковзрослой познавательной, проектной, общественнополезной деятельности; -консультирование родителей по проблемам поведения, обучения детей, c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей, при необходимости привлечение узких специалистов психолога, социального педагога. Модуль 3.3. «Самоуправление» Поддержка детского самоуправления в гимназии помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам - предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детсковзрослое самоуправление. Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом. На уровне гимназии через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого: - для учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов; для проведения личностно значимых для обучающихся событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, флешмобов и т.п.); для урегулирования конфликтных ситуаций в школе. На уровне классов: через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; Модуль 3.4. «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и гимназии в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями гимназистов осуществляется в рамках следующих видов и форм: Модуль 3.8. «Детские общественные объединения» Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через: • организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами являются: посильная помощь, оказываемая гимназистами пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурнопросветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.); участие школьников в работе на прилегающей к гимназии территории, уход (работа в школьном за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие; • организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей гимназии, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать,умение общаться, слушать и слышать других; • участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть, как участием обучающиеся в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью обучающихся. Модуль 3.9. «Экскурсии, походы» Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности: • регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями гимназистов: в музей, в картинную галерею, на предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди обучающихся ролей и соответствующих им заданий, например, «фотографов», «разведчиков», «гидов», «корреспондентов», «оформителей»); • литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые учителями и родителями обучающихся в другие города или села для углубленного изучения биографий проживавших здесь российских поэтов и писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны; ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ГИМНАЗИИ Самоанализ организуемой в гимназии воспитательной работы осуществляется по направлениям и проводится ежегодно с целью выявления основных проблем воспитания и последующего их решения. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в гимназии, являются: • принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; • принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных - таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогами; • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; • принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие обучающихся - это результат как социального воспитания (в котором гимназия участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Основные направления анализа организуемого в гимназии воспитательного процесса: -Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете гимназии. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: • какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год; • какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. -Состояние организуемой в гимназии совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в гимназии интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью гимназии. Способами получения информации о состоянии организуемой в гимназии совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с обучающимися их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с: - качеством проводимых общешкольных ключевых дел; - качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов; - качеством организуемой в гимназии внеурочной деятельности; - качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; - качеством существующего в гимназии ученического самоуправления; - качеством проводимых в гимназии экскурсий, экспедиций, походов; - качеством профориентационной работы гимназии; - качеством работы школьных медиа; - качеством организации предметно-эстетической среды гимназии; - качеством взаимодействия гимназии и семей школьников. Итогом самоанализа организуемой в гимназии воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений. Основные направления самоанализа воспитательной работы Критерии Модуль реализации Ключевые общешкольные дела 1,2,3,4,5,7 Классное руководство 2,3,4,7 Курсы внеурочной деятельности, дополнительное 1,2,3,4,6,7 образование Школьный урок 1,3,4,5,7 Самоуправление 1,2,3,7 Детские общественные объединения 1,2,3,4,7 Профориентация 1,2,3,7 Школьные медиа 1,2,3,7 Работа с родителями 2,3,5,6,7 1. Динамика личностного развития 2. Качество реализуемой в школе совместной деятельности уч-ся и педагогов. 3. Динамика показателей общей социализированности и воспитанности школьников 4. Динамика сформированности классного и общешкольного коллектива. 5. Динамика удовлетворенности детей и родителей качеством образования и воспитания в гимназии 6. Показатель вовлечённости родителей в совместную деятельность 7. Результаты воспитания через анализ классного руководителя и заместителя директора по воспитательной работе Способы получения информации (инструмент) -Педагогическое наблюдение -Анкетирование -Тестирование -Сотрудничество с узкими специалистами, родителями -График активности участия обучающихся и родителей в делах класса, гимназии -Собеседование -Диагностика уровня воспитанности обучающихся -Социометрия -Мониторинги обучающихся и родителей.