образования рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной
работы. Эти документы позволили и самим работникам, и администрации школы увидеть
воспитательный потенциал совместной деятельности с детьми и способы реализации
этого воспитательного потенциала, позволили учесть специфику каждого коллектива. И
самое главное – решали проблемы личностного развития школьников, чтобы они могли
гармонично входить в тот мир, который их окружает.
Программа воспитателя школы – единый документ, в котором прописан
организуемый в нашей организации воспитательный процесс на трех уровнях
образования, а конкретизация этой работы осуществляется в планах работы классных
руководителей, воспитателей ГПД и руководителей кружков. Структуру планов
разработали в зависимости от наших традиций, особенностей и контингента учащихся. А
именно, определили 5 основных направлений работы классов: гражданскопатриотическое, нравственное и духовное, экологическое, правовое и культура
безопасности, эстетическое.
Гражданско-патриотическое
воспитание
подрастающего
поколения
в
современных
условиях
–
это
целенаправленный
процесс
подготовки
к
функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к
инициативному труду, к укреплению ответственности за свой политический,
нравственный и правовой выбор и занимает центральное место в воспитательной системе.
Решая эти задачи, классные руководители использовали классные часы «Разговор о
важном». Но это обязательный комплект работы классного руководителя, а мероприятия
и дела, которые помогали реализовать воспитательные задачи в этом аспекте можно
увидеть лишь у классного руководителя 4 класса Кулиевой М.М., а именно воспитанники
побывали на виртуальной экскурсии «Путешествие по Крыму», проведен квест по теме
«А ну-ка, мальчики», и «Программа к 9 мая». К 23 февраля была проведена встреча с
воином интернационалистом, акция «Посылка солдату», а также участие в форуме «Наш
родной язык».
Классный руководитель 6 класса посетила с учащимися музей «Россия – моя
история» правда не совсем понятно по отчету, какие цели преследовал наставник и какие
задачи решал и решил).
Нравственное и духовное воспитание направлено на ценностное отношение
учащихся к жизни, на устойчивое и гармоничное его развитие, формирование у него
качеств соответствующих общественной морали, воспитание в нем чувства долга,
справедливости, искренности и ответственности. Реализуя это направление в в
воспитательном процессе классный руководитель Кулиева М.М. провела беседы «Учимся
говорить «Спасибо», «О хороших манерах», «Доброта, что солнце», «Я живу среди
людей». Классный руководитель Ихлясова Б.И. провела классный час об этике поведения
в общественных местах, театрализованное представление «Обряд наречения», чаепитие;
Экологическое воспитание – это формирование у человека сознательного
восприятия окружающей природной среды, бережного к ней отношения, разумного
использования её богатств. Приятное удивление, что классные руководители оказали
этому направлению воспитательной работы большое внимание. Классные руководители 1
«а» и 1 «б» классов провели акции «Покорми птиц», изготавливали кормушки, провели
конкурс «Берегите природу», праздник «Золотая осень», просматривали видеофильмы по
тематике, беседы.
В более старших классах учащиеся кормили бездомных животных, собирали
макулатуру, отмечали День Земли, провели экологическую акцию, конкурс рисунка
«Осенний букет», отдыхали на природе.
Правовое воспитание и культура безопасности предполагает систематическое
воздействие на сознание и поведение воспитанников с целью формирования взглядов и
установок, обеспечивающих соблюдение ими юридических норм, готовности к
преодолению вредных и опасных факторов нашей жизни. Этот раздел планов
воспитательной работы не пользуется особым вниманием классных руководителей. Хотя
этот раздел работы способствует развитию человека, как личности, формированию
ответственности и предупреждению правонарушений, воспитанию уважения к законам,
праву, законностям и правопорядку в обществе. У классного руководителя 7 класса
Арслановой А.И. много бесед, посвященных культуре безопасности и правовому
воспитанию.
Эстетическое воспитание – одно из направлений педагогики, которое
предполагает развитие в человеке способности воспринимать, ценить, анализировать и
создавать прекрасное в повседневной жизни и искусстве. В классах прошли дела и
мероприятия, в которых учащиеся 1 «а» и 1 «б» классов готовили костюмы к творческим
конкурсам, поделки из природного материала. Классный руководитель 1 «б» класса
прослушивала с детьми классическую музыку, ходила в кукольный театр, провела
конкурс чтецов о любимой книге. Классный руководитель 7 класса проводила походы в
кино и парки и сопровождала все эти дела беседами о красоте, о ценности человеческой
жизни, отражая восприятие детей в рисунках и поделках.
Сказанное выше, объем и качество проведенных мероприятий классными
руководителями, говорят о том, что в этой работе по всем направлениям еще есть резервы.
Необходимо систематизировать работу по направлениям, разнообразить виды
деятельности, качественно готовить оформление и атрибутику, привлекая ресурсы город и
микрорайона, родителей и школы.
Группа продленного дня – объединение учащихся под руководством педагога –
воспитателя, организующих с ними ежедневные занятия во внеурочное время в
соответствии с установленным режимом дня и согласно Уставу школы. Планирование
работы ГПД должно вытекать из общего плана работы нашей школы, коррелировать с
ним, способствовать выполнению общих воспитательных целей и задач. Педагогувоспитателю ГПД надлежит так организовать жизнедеятельность классного коллектива,
чтобы происходило сотрудничество и взаимопомощь с классным руководителем по
социально-психологической адаптации учащихся, организации выполнения домашнего
задания, организации досуга, вовлечение в художественное и научно-техническое
творчество, спортивные секции и кружки, организации самообслуживания (новый закон о
трудовом воспитании), помощи в формировании самоуправленческих начал,
взаимодействия с родителями воспитанников и совместно с классным руководителем
планировать внешкольную работу и использовать возможности района для развития
разносторонней общественно-полезной деятельности воспитанников.
Воспитатели провели большую работу со своими воспитанниками, способствовали
нравственному их становлению, воспитывали любовь к родине, уважительное отношение
к сверстникам, к младшим и старшим, побуждали к обогащению познавательного и
нравственно-эстетического опыта детей, расширяли кругозор, экологическую культуру,
культуру личной гигиены, развивали творческие способности, навыки самостоятельной
работы, способствовали социализации учащихся и давали первые уроки правового
воспитания.
Конечно, многие направления работы воспитателей ГПД ограничивались беседой,
чему есть объективные факторы работы: самоподготовка, занятия кружков не дают
глубоко заниматься воспитательной работой, но это не снимает с них ответственности за
моральный климат в классе, за воспитанность учеников, за развитие их интеллектуальной
и психологической сферы, за адаптацию выполнения норм и правил поведения, за
взаимодействие с родителями.
Еще 20 лет назад наша школа приняла и успешно реализует до сих пор форму
внеклассной работы которая предполагает чередовать самоподготовку учащихся в
группах продленного дня с занятиями в кружках и секциях. За эти годы у нас
сформировался опыт работы, взаимосвязь с классными руководителями и воспитателями,
определились приоритеты, проведены десятки, если не сотни, мероприятий, насыщенных,
интересных, разнообразных. Но время идет, меняются условия, дети. Возможно, что и в
эту работу необходимо внести коррективы, а , возможно, проверенное временем, не стоит
трогать. Кружковая работа в школе вносит свой неоценимый вклад в эстетическое
воспитание учащихся, в приобщении детей к здоровому образу жизни, развитию их
интеллектуальных возможностей.
Несмотря на отсутствие заместителя по ВР, коллективу удалось не изменить своей
насыщенной общешкольными мероприятиями, жизни. Это необходимый и важный
элемент общей воспитательной работы, способствующий формированию школьного
коллектива, реализации целей и задач воспитательной работы на более высоком уровне,
установления связей с внешкольными учреждениями и укреплению авторитета школы на
городском уровне. Отдельно в этом списке – церемония поднятия и спуска
государственного флага страны – это возможность формировать у них четкое
представление о государственных символах России, воспитание учащихся школы в
традициях российских духовно-нравственных ценностей. Формат нашего церемониала
основан на наших условиях, отличается своими особенностями и ритуалами, но в любом
случае способствует укреплению патриотических и гражданских чувств.
Что касается других мероприятий общешкольного характера, а это:
1. День Победы и возложение цветов к Вечному огню;
2. Шахматный турнир;
3. Торжественная линейка по случаю дня рождения школы;
4. Спортивный праздник;
5. Предметные мероприятия;
6. Праздник Букваря;
7. Праздник выпуска 4 класса;
8. Праздник выпуска 9 класса;
9. Встреча с работниками Муфтията и Межрегионгаза.
Они также способствовали воспитанию духовно развитой личности с позитивным
отношением к жизни и активной гражданской позицией.
Много мероприятий, приуроченных к празднованию 100-летия со дня рождения
поэта Р. Гамзатова, мы провели и в рамках классов, и общешкольные: мы были
активными участниками внешкольных дел по этому поводу – научно-практических
конференций, творческих конкурсов: 7 класс Конкурс Всероссийский «Живая
классика», 9 класс «Конкурс переводчиков», 2 и 3 классы – конкурс чтецов стихов Р.
Гамзатова.
Встреч - 4 класс – встреча в национальной библиотеке в рамках форума «Наш родной
язык».
Уроков, классных часов – 3 класс – «Жизнь и творчество Р. Гамзатова», 8 класс – «Горец,
верный Дагестану», 6 класс – «!00 лет Р. Гамзатову», 2 класс – «Жизнь и творчество
Р.Гамзатова», 5, 9 класс – «Певец добра и человечности»
Викторины: 7 класс «Наш Расул».
Выпуск сборника переводов стихов Р. Гамзатова учащимися школы на английском
языке под руководством Карапетян К.А. – учителя английского языка.
Подводя итоги года, можно с уверенностью говорить о следующем:
1. В школе осуществлялась активная работа педагогического коллектива и
администрации по решению поставленных на учебный год задач воспитания, обучения и
развития учащихся во время учебного процесса и во внеурочной деятельности
2. Организация и проведение воспитательных мероприятий осуществлялись, исходя
из интересов, интеллектуальных и физических возможностей учащихся, что обеспечивало
реализацию личностно-ориентированного подхода при одновременном обеспечении
массовости мероприятий
3.
Воспитательная работа основывалась на принципах сохранения и
укрепления здоровья обучающихся