Комплексная программа. Здоровье. Образование. Будущее. 2024-2025 уч.г.

I.

Введение.

Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на
укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить
школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по
здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья
обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере
здоровьесбережения.
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит
задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в
школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела
социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья
воспитанников и учителей. Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно
относится к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.

II. Цель программы:
Сформировать высокоинтеллектуальную, творческую, стремящуюся к сохранению физического, психического и нравственного
здоровья личность учащегося.

III.

Задачи программы:
1. Пропаганда здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
2. Внедрение нейропсихологических приёмов в учебный процесс, с целью повышения грамотности учащихся.
3. Привитие обучающимся знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья,
а также сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания.
4. Организация учебно-воспитательного процесса в школе с учётом результатов нейро-психологического обследования учащихся.
5. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

IV.

Прогнозируемый результат:

 повышение грамотности учащихся, развитие физического потенциала школьников;
 рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;

 повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
 повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
 повышение профессиональной компетенции и заинтересованности
педагогов в сохранении и укреплении как здоровья школьников, так и своего здоровья.

Участники программы:

V.







VI.

учащиеся;
классные руководители;
учителя-предметники;
психолог;
родители.

Функции различных категорий работников школы в контексте реализации программы.

1.Функции психологической службы:
 проведение диагностики состояния здоровья учащихся школы при помощи аппаратного комплекса «Армис»;
 проведение тренингов с учащимися.

2.Функции администрации:








общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
организация и контроль уроков физкультуры;
обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
организация работы классных руководителей, учителей- предметников, воспитателей по программе здоровьесбережения и ее контроль;
организация работы психологической службы в школе.

3.Функции классного руководителя, учителей - предметников, воспитателей :






санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
организация и проведение на уроках, на занятиях упражнений по нейропсихологии;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;

 организация и проведение профилактической работы с родителями;
 организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы
здоровьесбережения;
 организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
 организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

VII.

Срок реализации программы.
Данная программа «Здоровье» рассчитана на 3 года и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.
Модель личности выпускника.

Модель выпускника
первой ступени обучения
- знание основ личной гигиены, выполнение правил
гигиены;
- владение основами личной гигиены и здорового образа
жизни.

VIII.

Модель выпускника второй ступени обучения
- знание основ строения и функционирования организма человека;
- знание изменений в организме человека в пубертатный период;
- умение оценивать своё физическое и психическое состояние;
- знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье
человека;
- поддержание физической формы;
- телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы,
выносливости, ловкости;
- гигиена умственного труда.

Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:



культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
культуру физическую (способность управлять физическими движениями);




культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);
культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их);

Базовыми компонентами на всех ступенях являются:




формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
 формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

IX.

Основные направления программы и их краткое содержание:
Медицинское направление предполагает:

1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)

создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
проведение физкультминуток;
гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;
планомерная организация питания учащихся;
реабилитационную работу:
обязательное медицинское обследование;
мероприятия по очистке воды.

Просветительское направление предполагает:
1) организацию деятельности с учащимися и родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
2) пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов,
стихотворений, дни здоровья);
3) совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и
алкоголизма;
4) пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической
культуры.

Психолого-педагогическое направление предполагает:
1) предупреждение проблем развития ребенка;
2) использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;

3)
4)
5)
6)

обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
развитие познавательной и учебной мотивации;
формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
совершенствование деятельности психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического
и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровье сберегающих технологий обучения.

Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
1) организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
2) привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
3) широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам
оздоровительной работы.

Диагностическое направление предполагает:
1) проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:
-) общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
-) текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей).

Профилактическое и коррекционное направление предполагает:
1)
2)
3)
4)
5)

X.









предупреждение и своевременное выявление отклонений в состоянии здоровья учащихся;
профилактика заболеваемости и коррекция здоровья утренняя зарядка, физкультминутки, динамические паузы, витаминотерапия;
мониторинг естественной и искусственной освещённости учебных кабинетов.
разработка комплексов упражнений лечебной гимнастики для разных групп обучающихся по показателям здоровья;
организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

Реализация основных направлений программы:
убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника;
проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня;
посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе;
контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков;
проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными
растениями;
ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений;
обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой;
контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений;






XI.

привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях во внеурочное время;
в рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом
возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров;
создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса;
обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.

План деятельности по реализации программы.

Направления
Медицинское

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1. Оформление листков здоровья в журналах.

Ежегодно

2. Анализ случаев травматизма в школе.
3. Организация и проведение контроля за
выполнением санитарных правил.
4. Анализ посещаемости и пропусков уроков по
болезни.
5. Медосмотр учащихся.
6. Контроль за работой школьной столовой.

Ежегодно
Ежегодно

Кл.руководитель,
Учитель физкультуры.
Администрация школы
Администрация школы

Ежегодно

Классные руководители

Ежегодно
Ежегодно
в течение года
Ежегодно

Фельдшер
Директор

Ежегодно
в течение года
Ежегодно
в течение года
Ежегодно
в течение года
Ежегодно
в течение года

Фельдшер

7. Рациональное расписание уроков
(соблюдение требований СанПиНа)
8. Организация профилактических прививок.
Просветительское

1. Родительский всеобуч.

2. Просветительская работа с учащимися (кл.
часы, беседы).
3. Совместная работа с учреждениями
здравоохранения, ОВД по профилактике
наркомании, токсикомании, алкоголизма,
табакокурения.
4. Вовлечение родителей и учителей в работу по Ежегодно
сохранению и укреплению здоровья детей.
в течение года
5. Пропаганда физической культуры и здорового Ежегодно

Зам. директора

Классные руководители
Классные руководители
Администрация
школы
Классные руководители, администрация
школы.
Учителя-предметники

Психологопедагогическое

Спортивнооздоровительное

образа жизни.
1.Отслеживание работоспособности,
тревожности и других психических показателей
учащихся.
2. Определение влияния учебной нагрузки на
здоровье детей.
3. Изучение психологических возможностей и
готовности детей к школе.
4. Использование здоровьесберегающих
технологий, форм и методов в организации
учебной деятельности.
1. Внедрение в образовательный процесс малых
форм физического воспитания (физкультурные
паузы, подвижные перемены).
2. Организация спортивных мероприятий.
3. Разработка системы кружковой, внеклассной
и внешкольной работы по формированию
здорового образа жизни.
4. Привлечение учащихся, родителей к
физической культуре и спорту.
5. Организация дней здоровья, походов,
экскурсий, прогулок.
6. Организация школьных соревнований.

Диагностическое
Профилактическое и
коррекционное

1. Мониторинг состояния здоровья учащихся с 1
по 9 класс.
1. Организация психолого-медикопедагогической и коррекционной помощи
учащимся.
2. Профилактика нарушений осанки,
травматизма.

в течение года
Ежегодно
в течение года

Учителя-предметники, психолог.

Ежегодно
в течение года
Ежегодно

Классные руководители.

Ежегодно
в течение года

Учителя-предметники

Ежегодно
в течение года

Классные руководители

Ежегодно
в течение года
Ежегодно

Учитель физкультуры.

Ежегодно
в течение года
Ежегодно
в течение года
Ежегодно
в течение года
Ежегодно

Администрация, учитель физкультуры.

Ежегодно
в течение года

Учителя-предметники,
психолог.

Ежегодно
в течение года

Учитель физкультуры,
Учителя-предметники.

Учитель, психолог.

Администрация

Администрация, учителя-предметники.
Учитель физкультуры.
Классные руководители


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».