I. Введение. Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья воспитанников и учителей. Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Учитель обязан ответственно относится к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни. II. Цель программы: Сформировать высокоинтеллектуальную, творческую, стремящуюся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личность учащегося. III. Задачи программы: 1. Пропаганда здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта. 2. Внедрение нейропсихологических приёмов в учебный процесс, с целью повышения грамотности учащихся. 3. Привитие обучающимся знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания. 4. Организация учебно-воспитательного процесса в школе с учётом результатов нейро-психологического обследования учащихся. 5. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей. IV. Прогнозируемый результат: повышение грамотности учащихся, развитие физического потенциала школьников; рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников; повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни; повышение уровня самостоятельности и активности школьников; повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении как здоровья школьников, так и своего здоровья. Участники программы: V. VI. учащиеся; классные руководители; учителя-предметники; психолог; родители. Функции различных категорий работников школы в контексте реализации программы. 1.Функции психологической службы: проведение диагностики состояния здоровья учащихся школы при помощи аппаратного комплекса «Армис»; проведение тренингов с учащимися. 2.Функции администрации: общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль; общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе; организация и контроль уроков физкультуры; обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций; разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль; организация работы классных руководителей, учителей- предметников, воспитателей по программе здоровьесбережения и ее контроль; организация работы психологической службы в школе. 3.Функции классного руководителя, учителей - предметников, воспитателей : санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе; организация и проведение на уроках, на занятиях упражнений по нейропсихологии; организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся; организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах; организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения; организация и проведение профилактической работы с родителями; организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения; организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся; организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры. VII. Срок реализации программы. Данная программа «Здоровье» рассчитана на 3 года и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию. Модель личности выпускника. Модель выпускника первой ступени обучения - знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены; - владение основами личной гигиены и здорового образа жизни. VIII. Модель выпускника второй ступени обучения - знание основ строения и функционирования организма человека; - знание изменений в организме человека в пубертатный период; - умение оценивать своё физическое и психическое состояние; - знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека; - поддержание физической формы; - телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости; - гигиена умственного труда. Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя: культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма); культуру физическую (способность управлять физическими движениями); культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями); культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их); Базовыми компонентами на всех ступенях являются: формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни; формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма; формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта; формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку. IX. Основные направления программы и их краткое содержание: Медицинское направление предполагает: 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья: составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований; проведение физкультминуток; гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня; четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы; планомерная организация питания учащихся; реабилитационную работу: обязательное медицинское обследование; мероприятия по очистке воды. Просветительское направление предполагает: 1) организацию деятельности с учащимися и родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании; 2) пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, дни здоровья); 3) совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; 4) пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры. Психолого-педагогическое направление предполагает: 1) предупреждение проблем развития ребенка; 2) использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности; 3) 4) 5) 6) обеспечение адаптации на разных этапах обучения; развитие познавательной и учебной мотивации; формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля; совершенствование деятельности психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию здоровье сберегающих технологий обучения. Спортивно-оздоровительное направление предполагает: 1) организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу; 2) привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся; 3) широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы. Диагностическое направление предполагает: 1) проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются: -) общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний; -) текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей). Профилактическое и коррекционное направление предполагает: 1) 2) 3) 4) 5) X. предупреждение и своевременное выявление отклонений в состоянии здоровья учащихся; профилактика заболеваемости и коррекция здоровья утренняя зарядка, физкультминутки, динамические паузы, витаминотерапия; мониторинг естественной и искусственной освещённости учебных кабинетов. разработка комплексов упражнений лечебной гимнастики для разных групп обучающихся по показателям здоровья; организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся. Реализация основных направлений программы: убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника; проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня; посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе; контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков; проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями; ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений; обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой; контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений; XI. привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях во внеурочное время; в рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров; создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса; обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи. План деятельности по реализации программы. Направления Медицинское Мероприятия Сроки Ответственные 1. Оформление листков здоровья в журналах. Ежегодно 2. Анализ случаев травматизма в школе. 3. Организация и проведение контроля за выполнением санитарных правил. 4. Анализ посещаемости и пропусков уроков по болезни. 5. Медосмотр учащихся. 6. Контроль за работой школьной столовой. Ежегодно Ежегодно Кл.руководитель, Учитель физкультуры. Администрация школы Администрация школы Ежегодно Классные руководители Ежегодно Ежегодно в течение года Ежегодно Фельдшер Директор Ежегодно в течение года Ежегодно в течение года Ежегодно в течение года Ежегодно в течение года Фельдшер 7. Рациональное расписание уроков (соблюдение требований СанПиНа) 8. Организация профилактических прививок. Просветительское 1. Родительский всеобуч. 2. Просветительская работа с учащимися (кл. часы, беседы). 3. Совместная работа с учреждениями здравоохранения, ОВД по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения. 4. Вовлечение родителей и учителей в работу по Ежегодно сохранению и укреплению здоровья детей. в течение года 5. Пропаганда физической культуры и здорового Ежегодно Зам. директора Классные руководители Классные руководители Администрация школы Классные руководители, администрация школы. Учителя-предметники Психологопедагогическое Спортивнооздоровительное образа жизни. 1.Отслеживание работоспособности, тревожности и других психических показателей учащихся. 2. Определение влияния учебной нагрузки на здоровье детей. 3. Изучение психологических возможностей и готовности детей к школе. 4. Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности. 1. Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены). 2. Организация спортивных мероприятий. 3. Разработка системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни. 4. Привлечение учащихся, родителей к физической культуре и спорту. 5. Организация дней здоровья, походов, экскурсий, прогулок. 6. Организация школьных соревнований. Диагностическое Профилактическое и коррекционное 1. Мониторинг состояния здоровья учащихся с 1 по 9 класс. 1. Организация психолого-медикопедагогической и коррекционной помощи учащимся. 2. Профилактика нарушений осанки, травматизма. в течение года Ежегодно в течение года Учителя-предметники, психолог. Ежегодно в течение года Ежегодно Классные руководители. Ежегодно в течение года Учителя-предметники Ежегодно в течение года Классные руководители Ежегодно в течение года Ежегодно Учитель физкультуры. Ежегодно в течение года Ежегодно в течение года Ежегодно в течение года Ежегодно Администрация, учитель физкультуры. Ежегодно в течение года Учителя-предметники, психолог. Ежегодно в течение года Учитель физкультуры, Учителя-предметники. Учитель, психолог. Администрация Администрация, учителя-предметники. Учитель физкультуры. Классные руководители